Массаж пальцев рук в домашних условиях
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Но прежде чем приступить к развитию мелкой моторики, мы предлагаем вам элементарный массаж и самомассаж из подручного материала:
- Хлопание в ладоши: перед собой, снизу вверх, сверху вниз, громко – тихо.
- Поглаживание ладоней вверх - вниз. Ладони сомкнуты, направлены вверх.
- Поглаживание правой рукой левой руки сверху от пальчиков к плечу. Затем выполняется на другой руке.
- Поглаживание каждого пальчика, обхватив его пальцами другой руки вкруговую. При этом, называя его: большой пальчик, указательный пальчик, средний пальчик, безымянный пальчик, мизинчик.
- Лепка воображаемого снежка. В него вкладывается все отрицательное: капризы, слезы, плохое настроение, обиды… (дети проговаривают).
- Катание теплого клубка (из тепла наших рук). Поднимание воображаемого клубка на голову, приглаживание его к голове со словами: какие мы (я) хорошие, какие мы (я) внимательные, какие мы (я) спокойные.
Самомассаж кистей и пальцев рук № 2 (с 6-ти гранными карандашами):
- Хлопание в ладоши: перед собой, слева – направо, справо – налево, весело – грустно.
- Катание карандашей по ладони сверху, от пальчиков к плечу. Ладонь лежит на столе.
- Катание карандаша по боковым поверхностям пальцев. Пальцы разведены.
- Прокручивание карандашей снизу вверх одновременно двумя руками. Наверху постукивание большими, указательными пальчиками по карандашам.
- Сжимание карандашей в кулачке: левой рукой, правой рукой, двумя руками вместе.
- Дуть на карандаши, стараясь на выдохе сдвинуть карандаш с места.
Самомассаж кистей и пальцев рук№3 (с грецкими орехами):
- Хлопание в ладони: перед собой, вверху, внизу, быстро – медленно.
- Растирание ладоней грецким орехом движением вверх – вниз.
- Растирание боковых поверхностей пальцев грецким орехом, прокатывание его между разомкнутыми пальцами.
- Надавливание грецким орехом, находящимся в одной руке на основании большого пальца, середину ладони, основанием пальцев другой руки.
- Грецкий орех положить меду ладоней делать круговые движения, постепенно увеличивать нажим и темп. Можно выполнять упражнения с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
- Сжимание грецкого ореха в левой руке, затем в правой руке и двумя руками вместе.
- Дуть на грецкий орех, стараясь загнать его в ворота (или в домик).
- Щелчки по грецкому ореху, меняя каждый раз палец (большой – указательный, большой – средний, большой – безымянный, большой - мизинец), загонять грецкий орех в домик.